Русские тяжеловозы
Происходит эта порода от мелковатых тяжеловозных лошадей из горной части Бельгии – арденов. Глядя на «тогдашние» фотографии этих лошадей, трудно поверить, что у них есть что-то общее с сегодняшними представителями русской тяжеловозной породы.
Ардены в большинстве своем имели дисгармоничное сложение,
экстерьерные недостатки, но они обладали рядом ценных качеств:
хорошей подвижностью, сухостью конституции, неприхотливостью к условиям
содержания. Ардены стали быстро распространяться по России, и к 1904 году их уже
разводили множество небольших частных конных заводов. Чтобы быстрее
увеличить поголовье, арденов не только разводили в чистоте, но и скрещивали с
кобылами других пород, в том числе и с упряжными.
Под действием тщательного отбора экстерьер арденов в России заметно
улучшился. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже они обратили на себя
всеобщее внимание как своеобразная породная группа рабочих лошадей. Этих лошадей
стали называть «русские ардены». К этому времени старая арденнская порода у себя
на родине, в Бельгии, увы, перестала существовать. После революции с
пережившими лихолетье гражданской войны русскими арденами, началась
племенная работа. Была поставлена цель: вывести некрупную, но экономичную
сельскохозяйственную лошадь. Уже в 30-е годы был создан большой массив племенных
лошадей, в котором культивировался гармоничный, правильный экстерьер. Правда,
русские ардены имели один недостаток – слишком мелкий рост, что отрицательно
отражалось на их рабочих качествах. Были приняты меры по укрупнению породы
при помощи широкого использования в воспроизводстве лошадей, отличавшихся
достаточно большим ростом. Такая племенная работа дала замечательные результаты.
В 1952 году появилась возможность зафиксировать создание новой отечественной
породы, которую назвали русской тяжеловозной. Современные представители
этой породы полностью отвечают всем требованиям к лошадям тяжелоупряжного типа.
Современный русский тяжеловоз по производительности не уступает небольшому
трактору, а по экономичности значительно превосходит его. В небольшом хозяйстве
сравнительно некрупный рост русского тяжеловоза – это плюс - надо меньше
корма, а по грузоподъемности и выносливости русский тяжеловоз немного уступает
более крупным породам. И если добавить к этому его подвижность, производительные
движения на шагу и рыси и способность развивать достаточную большую скорость с
грузом, то станет ясно, что «малыш» весьма конкурентоспособен среди рабочих
пород и где-то даже может обойти их. Русские тяжеловозы хорошо адаптируются в
любых климатических условиях, они не требовательны к корму и в отсутствие сена и
концентратов какое-то время могут обходиться одной соломой. Кроме того, русские
тяжеловозы обладают большой долговечностью и высокой плодовитостью. Их широко
используют в регионах с развитым мясным коневодством для улучшения продуктивных
качеств местных лошадей. Кобылы отличаются высокой молочностью. Русский
тяжеловоз — единственная отечественная порода некрупных тяжеловозов. Современные
ее представите — это лошади среднего роста, с выраженным упряжным типом
телосложения, длинным и массивным корпусом, на крепких и костистых ногах.
Средние промеры жеребцов 154(высота) - 166(длина) -23(обхват) см, кобыл:
150 – 162 - 21 см, живая масса около 580-700 кг. Для русского тяжеловоза
характерны сухая, легкая широколобая голова, красиво изогнутая и достаточно
длинная мускулистая шея, широкая холка, длинная, иногда мягковатая спина, ровная
и мускулистая поясница, широкий, раздвоенный, немного свислый круп. Грудная
клетка бочкообразная, ноги недлинные, сухие и крепкие. Грива и хвост густые и
длинные. Преобладающая масть рыжая. Итак, русский тяжеловоз – это
некрупный, энергичный, но спокойный и добронравный, и в то же время
недорогой в содержании, неприхотливый конь. На широкую спину такого
добряка можно посадить и неопытного всадника, и старика, и ребенка.